doc-tv

101 подписчик

Свежие комментарии

• Алексей
    Вранье.Курю 40 лет и ни на грамм не поправился.Курение приводит ...
  • Владимир Вечтомов
    Опять ВОЗ, Мурашко и ПОпова воду мутят!!!Пандемия резко сн...
  • Валерий Бирюков
    Ахххтор! А что такое ИМТ? Индекс мужского терпения? Или интеллект мелкотравчатого?Богатый белком за...

Ученые нашли гены, из-за которых COVID-19 у человека может протекать в тяжелой форме

Ученые приблизились к разгадке, почему в реанимациях при коронавирусе оказываются не только пожилые люди и пациенты с хроническими заболеваниями, но и молодые здоровые люди. В журнале Lancet опубликована статья о варианте одного из генов иммунной системы человека, который отвечает за распознавание чужеродных белков. Краткий обзор статьи приводит у себя в фейсбуке молекулярный биолог Ирина Якутенко.

Речь в статье идет об одном из вариантов гена HLA (Human Leukocyte Antigen — человеческие лейкоцитарные антигены). Как поясняет специалист, это белки, которые «показывают компонентам иммунной системы фрагменты чужеродных элементов, попадающих в организм». Разновидностей этого гена очень много.

«Их так много, что из миллиардов живущих на Земле людей не найдется ни одной пары, у кого эти гены были бы одинаковыми, хотя у родственников их наборы схожи», — говорит Якутенко.

Такое разнообразие, с одной стороны, приводит к тому, что при столкновении с вирусом у популяции будет больше шансов справиться с ним, чем если бы вариантов гена HLA было бы ограниченное количество.

С другой стороны, это же разнообразие приводит к тому, что некоторые разновидности HLA оказываются плохо приспособленными к распознаванию и удержанию фрагментов патогена.

«Похоже, именно это произошло с вариантом HLA-C*04:01 и коронавирусом. В случае заражения SARS-CoV-2 носители этого варианта в два раза чаще оказываются на ИВЛ, чем обладатели других разновидностей HLA. И это не первый раз, когда HLA-C*04:01 ловят на плохой работе: у зараженных ВИЧ с этим вариантом (правда, в сочетании с определенной разновидностью еще одного гена) вирусная нагрузка выше, а симптомы проявляются ярче», — объясняет Якутенко.

Влияет также разная частота встречаемости того или иного варианта гена. Так, например, в странах Азии встречается HLA-B* 46:0, а в странах Европы и США его почти нет. Отчасти, как пишет Якутенко, это может объяснять «неодинаковый процент плохих ковидных исходов в разных странах». Помимо этого, значение имеют доступность диагностики и качество лечения.

Та самая разновидность HLA-C*04:01 довольно широко представлен в Европе. Например, среди этнических немцев он встречается у 13%, у немцев турецкого происхождения — у 19%.  В Швейцарии распространенность HLA-C*04:01 составляет 16%, в Испании — 15%.

«Что именно идет не так у носителей этого варианта при встрече с коронавирусом, пока не ясно, но, похоже, дело-таки в способности связывать вирусные белки. Авторы проверили, как прочно молекулы разных вариантов HLA удерживают кусочки белков SARS-CoV-2, и HLA-C*04:01 попал в десятку худших. Можно предположить, что иммунные клетки хуже распознают слабосвязанные с HLA вирусные фрагменты, и из-за этого полноценный иммунный ответ у таких людей разворачивается с запозданием. А значит, вирусу проще размножиться до высоких концентраций, которые могут спровоцировать гипреактивацию иммунитета — то, что и убивает тяжелых больных с ковидом», — пишет Якутенко.

Ирина Якутенко отмечает, что, вероятно, HLA-C*04:01 не единственный генетически предопределяемый фактор, который может иметь влияние на исход заболевания.

Меня заставляют вакцинироваться от коронавируса. Это законно?

Вакцинация от коронавируса приводит к бесплодию? Отвечают специалисты